Виолетта была в длинной ночной рубашке, под которой глаз без труда нашупывал короткое спортивное тело драматичекого сопрано. Имя этого сопрано на буклете, что я нашел под соседским креслом, обозначалось как Корина Винтерс (может, родственница Миледи?). Oбе пели мне в лицо.
Виолетта, согласно либретто, отьедет в мир иной прямо здесь, на сцене. Ее процесс пения ртом прекратится через два часа 15 минут примерно в пяти метрах от моего кресла. В планах у Корины - окэшить чек на пару десятков тысяч зеленых и вылететь завтрашним рейсом в Европу.
Интересно, что среди 5-титысячной конгрегации филофонистов,
наблюдавших инфернальную работу драматического сопрано над
закатываением в асфальт Парижской старлетки, не было ни одного
представителя угнетенных меньшинств - здесь я имею ввиду не
только китайских аспиратов в местных университетах. Видимо,
в штате Вирджиния только белые американцы увлекаются трехоктавным
пением под Верди на открытом воздухе.
Чего только Верди не насочинял. А главное - все правда ...иначе
-
просто быть не может.
"Ну да, - сказал я однажды по поводу одного расклада
по жизни - хорошо запутанной ситуации, которая случается с
безбашенными американками, - она думает, что она Мария Дюплесси,
а он думает, что он Думас-фиглио".
"Кто эти люди? - меня переспросили, - они твои знакомые?"
"Да не... так, встречались пару раз", - ответил
я.
Интересно, в каком же штате эта Бельгия... ?
Первый раз я встретил Виолетту Валерьевну лет 30 назад. Это
был Большой театр. Наблюдал я за ее эскападами, а также за
метаниями по сцене ее хахаля, Альфредо, с балкона второго
этажа. Я достал билеты на это действо, участвуя в эпичном
10-часовом сносе - тогда физтех и МИФИ сносили дикий колхоз.
Эскорт мой состоял из подданой одного Балканского государства
- тогда студентки-дефектолога, выгнанной из общаги за дебош.
Она приблудилась к нашему дворницкому братству на Сивцевом
Вражеке, где и жила - иногда махая метлой, иногда исчезая
на 2-3 недели.
Тогда в Большом на ней было длинное платье цвета электрик
и белая брошь из жемчуга.
Помню, что рыжий Альфредо пустил петуха в первой же арии
под многообещающим названием "Давайте разольем по стаканам"
- "Libiamo ne' lieti calici". Разлили шампанского
- и даже несколько раз..
.. к концу первого тайма он таки распелся, и иногда даже не
уступал Пласидо Доминго (как я тогда думал).
Папахен Альфредо - Жорж Жермон - третий и важный персонаж,
вышел на замену во втором тайме в качестве баритона - пел
на удивление грамотно, это я помню. Сначала угрозами, что
естественно прошло мимо кассы, потом давя на благородство,
он показал "кто в семье главный" и закоптил жизнь
нашей сладкой парочке: развел Виолетту (даму весьма опытную
в обращении с мужиками) как сочинский наперсточник ярославского
лоха.
В самом конце оперы и, естественно, в конце яркого жизненного
пути Виолетты - толстому Альфредо показалось в лом тащиться
через всю сцену, чтоб ну хотя бы как-то оживить свою пассию:
к примеру, сделать ей "рот-в-рот". Виолетта, однако,
не сконфузилась и откинулась прямо в руки папахена Жермона,
случайно пробегавшего мимо, сказав напоследок своему любовнику
типично женское "прощай, засранец", что по-итальянски
звучит как-то благороднее: "аддио дель пассато".
В той "Большой" Виолетте было 120 кг, а Альфредо
был хотя и упитанный тенор, но маленький, поэтому когда Виолетта
начала склеивать ласты, он постарался держатся от нее подальше,
предвидя, наверное, и не зря, производственную травму.
Много лет спустя, я обнаружил себя на вершине одного из холмов
города Сан Франциско - а конкретнее, в доме, где с третьего
этажа был виден залив. Сидя на кухне напротив огромного окна
и попивая чай, я наблюдал за белым пароходом, что медленно
перевозил пассажиров на восточный берег залива. Собеседником
моим была хозяйка, та самая студентка-гуманитарий, которая
утверждала, что и оперы, и такого платья с ней никогда не
случалось.
Представьте себе: белый пароход, настроение типа "Граф,
вы играете Шопена?"... и вдруг, черная молния ... перечеркнувшая
уверенным зигзагом чистый горизонт .. "Шопена? Нет, не
помню такого... так, по клавишам стучу".
Может быть, мне стало лучше в тот солнечный день в Сан Франциско,
если б билеты в Большой я тогда не взял, а был вынесен со
сноса с набитой мордой, держа в руках оторванный рукав любимого
плаща из немецкой болоньи.
"Нам не дано предугадать, как действо наше отзовётся...
Что на бабло кидать, колоться, иль просто в потолок плевать"..
Считается, что всё, что ни делается - все к лучшему.
Парадох, конечно, но не более странный, чем популярный рефрен
"кроче и делиция", много раз повторенный Альфредо,
а потом и Виолеттой. Интересно мне: если есть "кроче",
то есть, конкретный геморрой, (если перевести с рецептурного
латинского на обычный докторский вернакл), то от этого у человека
не может быть никакого "делиция".
Хотя, впрочем, кто его знает... оперная среда - все эти меццо-сопрано,
инженю, и контре-теноры - это, уважемые физтехи, далеко не
бином Ньютона.
Подозреваю, что именно у Дюмаса-фиглио был большой опыт как
по части знания парадоксов языка, на котором и был написан
оригинальный сценарий, где половина букв пишется, но никогда
не произносится, так и по части разнообразных патологий, в
том числе у оперных певичек, а Верди здесь не при чем. Верди,
он - католик из интеллигентной семьи, а Фиглио, как ни крути,
- мажор и гугенот.
Обратно в Вирджинию...
Корина конечно же талантливая девушка, но не бельканто.
Она далеко пойдет, но таки не дальше Америки.
Идеальная Виолетта конечно же не "soprano dramatica",
а бельканто; и должна не только весить меньше 110 паундов
(влючая ночную рубашку из поплина), но и петь (и не только
в штате Вирджиния) так, чтобы удовлетворить следующим критериям:
(далее по списку, но по жизни - как получится)
an impeccable legato production throughout the
singer's (seamless) range;
the use of a light tone in the higher registers;
an agile, flexible technique capable of dispatching
ornate embellishments;
the ability to execute fast, accurate divisions;
the avoidance of aspirates and eschewing a loose
vibrato;
a pleasing, well-focused timbre;
a clean attack;
limpid diction; and
graceful phrasing rooted in a complete mastery
of breath control.
Tак вот - мало их, оперных злодеек, способных "разрулить
пернатые пузатости"
(dispatch ornate embellishments), оставаясь при этом в весе
пера.
Здесь отметим, что Суми Йо - в роли Виолетты - как была,
так и осталась непревзойденной.
"Ah!
fors'e lui" & "Sempre libera"
Инва Мула.
Многие помнят это имя. Именно Инва Мула стала широко известна после одной единственной арии, которую она спела в фильме "5-й элемент" (без сомнения, кроме Инвы над записью хорошо поработал и звукорежиссер фильма).
Кроме "Il dolce suono" (сладкий звук), Инва довольно сносно пела ту же "Strano, strano" из Ла
Травиата. Oднако по-существу, она лишь продемонстрировала, что подавляющее число драматическиx сопрано поют эту арию одинаково плоско (т. е. без орнамента и окрашенных пузатостей).
Вслушайтесь: сопрано драматикa звучит как... как бы тут лучше выразиться... представьтe себе картинкy: хорошо сколоченный типовой дачный домик с овчаркой, бегающей по участку, время от времени подающей голос; в то время как колоратурное сопрано - это деревянная изба с резными наличниками и пацаном во дворе, играющим на разводной пиле.
Инва Мула - Травиата - "Strano" |