...скоро очередное 8-ое Марта, интернациальный праздник посвященный лучшей половине человеческого рода.
Не то чтобы я много встречал физтешек в Америке, но некоторое количество довелось наблюдать. Что в них видно (и видно сразу) - это канонический физтеховский "пацифизм" - так в старые времена физтеховские называли, видимо, пассионарность, то есть способность вертикально пальцеваться. Мужикам хватает одного пальца, вовремя вытащенного из носа, в то время как другая половина человечества использует все пальцы.
При этом имеются многие нюансы этой вертикальной распальцовки.
Один такой "нюанс" мне давеча пришлось наблюдать.
Есть такая фирма - ЭмСиКью.
Ее основатель Алекс MакКуин давно уже как оттопырился, перед этим всосав через нос значительную часть растительного покрова страны Перу.
Короче, мне тут на днях написали мыло из "златоглавой" и слезно попросили купить солнечные очки у этой фирмы.
Меня в этом деле потрясла цена, которая в сорок раз отличалась от той, которую предлагали мне разнообразные китайские товарищи на почти аналогичных интернет сайтах. Внимательное изучение версий за 7 баксов и за 280 не обнаружило разницы.
То есть, важен не сам факт ношения некоего предмета на носу, а то, что там где-то на дужках имеется правильний ярлык, поставленный опять же "правильными" китайскими товарищами, а не какими-то отщепенцами и ренегатами. Дужки очков (мы все это понимаем) всегда скрыты в женских волосах. А распальцовка здесь в том, что небрежно брошенные очки во время многосемейного междусобойчика на столик, где перед этим мужики играли в преферанс, вызывают бурю эмоций у понимающих - типа как сыгранный
мизер после получения прикупа, в котором играющая рука две минуты назад поимела туза и короля.
Есть у меня отдельная тема про жизнь и приключения в горах Домбая 1977-1979 годы. Так вот, однажды перед восхождением на Малый Домбай я сидел на лавке в строительном вагончике и играл в преф с другими физтехами. Дальше было так - Серега Михайлов (он в 90-е годы топтал Канченджангу в Гималях) произносит - 8, потом Коля Прохоров (дорос до мастера спорта) - "пас", я, недолго думая, - мизер, Михайлов - 9, я - мизер без прикупа. Там была дырка, но не оказалось передачи. Я бросил фишки на стол. Это был мой домбайский момент очков имени Алекса Маккуина.
Я вспомнил про "хай кутюр" к тому, что наконец-то иду в оперу. Не к оперу, а в оперу. Есть таки разница - там мат и вопли, а тут - каватина, ария, ариоза... Мне тут обьяснили по радио про каватину. Оказалось очень интересно.
Дают Беллини. Беллини выдал Норму, острелялся от пояса, и местами попал в десятку, У него, честно скажу, неплохо получилось - писал он, тут я сoвсем не стесняюсь, исключительно для поклонников своих талантов, а не в высокие органы. Отметим, что в этой Норме и для современного слушателя таки есть и вполне.
Как мы все знаем, в этой опере, поется о двух тетках, которые не поделили мужика. Для физтехов такой расклад несомненно удивителен. Но в жизни и не такое бывает.
Обратно к Беллини. Текст ему писал Феличе Романи. В Норме (как всегда в итальянских операх) либретто написано на скору руку, поэтому нужно вчитываться не в текст, а в его интер-трепацию. Одна каватина (Casta Diva) в Норме поется ну прямо таки в виде тоста к 8 марта.
Более всего нам полезно вспомнить, что расписывает нам правила проживания в женском общежитии не мужик, произнося некий набор слов, примитивный по своей сути в связи с изначально материалистическим подходом к женскому вопросу.
У Беллини - Романи, к обитателям женской колонии (друидов) нежно обращается сама Норма, она же бандерша (по-Английски - боттом бич), она же местная деятельница женского движения, в своем роде Клара Цеткин или Мать Тереза. Обращается от души и даже, где-то любя, медленно, но не повторяйсь.
Как пишет один интернет ресурс (http://theblues-thatjazz.com/en/notes/3-classical/9890-casta-diva-from-norma-by-vincenzo-bellini.html):
In the phrase "Casta Diva, che inargenti," the syllables "Ca," "Di," and "gen" are each given a long note on the first beat of the measure. Such awareness of prosody is certainly not exclusive to Bellini. However, the composer distinguishes himself from his contemporaries and his predecessors by the discreet meandering of the melismas, which inescapably carry the listener to the next tonic accent on the following strong beat.
Дива - это древне-итaльянская Дева (не совсем то, что пишут про Диву
wiki.answers.com: A diva is a person who acts very stuck up and snotty. They think that they're ALL that when they really aren't.)
Перевод:
Castа Diva - be firm (behave with dignity), Lady che inargenti - as silver (be pure as silver)
Вкратце - do not let them screw you...
Там по сценарию возле женской общаги бегал один мажор, а может быть два. С римской пропиской. Короче, совет Нормы кажется зрителю вполне разумным, поэтому после этой арии, простите, каватины, обычно идут бурные аплодистменты, в основном от мужиков, что мне кажется парадоксальным.
Так что послушайте Каста Дива в исполнении Чичилии БАртоли (ударение на первом слоге) и ощутите "просодию" и особенно "дискретное шатание мелочевки", тонкое понимание которых присуще не только Bellini.
Да, и в самом конце,.. автор наконец-таки вспомнил, что он этим хотел сказать.
В начале лета 1978 года, некоторая физтеховская молодежь поимела привычку проживать на крыше 6 и 7 корпусов. На крыше 6 корпуса поставили электрический самовар, там у самовара, лежа на раскладушке, особо высокие натуры старались понять мудрость жизни, изложенную в третьем томе Фихтенгольца.
В один из вечеров, на закате, посмотрев вниз, я увидел двух физтеховских девиц, они обе были с РТ, нашего года. Медленно вдоль рельс они двигались в сторону Новодачной.
Почему-то моя память сохранила это событие: отблеск лучей солнца на каштановых волосах Ирочки Степановой, которая всегда шикарно одевалась, и развевающееся на легком ветру платье Залинки. Они о чем-то говорили, и ветер доносил обрывки их разговора. Какие приятные голоса, я отметил тогда.
Вот и все.
Интересный физтеховский факт в том, что, поскольку их было очень мало, мы про них знали все, а они про нас ничего не знали.
После физтеха у них началась другая жизнь, а у нас наша физтеховская жизнь как бы перетекла в другую форму, но на самом деле, как я теперь понимаю, жизнь эта непрерывно продолжилась, как бы отметил здесь Фихт - без разрыва первой производной.
Даже сегодня, находясь за 4671.816 миль от города Долгопрудного, я нахожу себя на койке в одной из комнат первого этаже огромного дома Полякова, а перед этим позвонил Сене Гродскому чтоб узнать правду про завтрашнюю погоду.
Когда мы собираемся тут в Америке, мы вспоминаем Долгопу и прошлые времена, и тогда я вспоминаю про этот отблеск на каштановых волосах, и сразу приходит дикое ощущение того, что многое уже потеряно, многие ушли в никуда, и уже через 10 лет будет только воспоминаниями жить душа наша.
Об этом просто, но пронзительно, написал в одном коротком стихе Набоков:
На закате, у той же скамьи,
как во дни молодые мои,
на закате, ты знаешь каком,
с яркой тучей и майским жуком,
у скамьи с полусгнившей доской
высоко над румяной рекой,
как тогда, в те далекие дни,
улыбнись и лицо отверни,
если душам умерших давно
иногда возвращаться дано.
1935, Берлин
Иногда полезно вспоминать прошлое. Особенно в 2013, обнаружив себя в городе Нуэво Ёрке.
При этом вспоминаать особенно наших физтеховских теток - исполняли ли они роль санитарок леса?
Но это - совсем другая тема, а пока - удачи им и здоровья.
|