|
Положение для постоянного определения или оценки
успехов в науках
Успехи воспитанников в науках проистекают: от простого
страдательного запоминания, или от прилежания, или от сильного развития
умственных способностей; а, следовательно, и должны быть оцениваемы, сколько
можно приблизительным к тому образом.
Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя
от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников
одного и того же курса между собой; он определяет правила для единого
суждения в разные времена и в разных местах.
Пять степеней для сего принимаемых, разграничиваются следующим
в том образом.
1-я степень: успехи слабые
Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли
недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, или потому,
что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.
2-я степень: успехи посредственные
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки: но
и те присвоил одною памятью. Он не проник в ее основания и в связь частей,
составляющих полное целое. Посредственность сия может происходить от некоторой
слабости природных способностей. Особливо от слабости того самомышления,
которого он не смог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные
дарования, при легкомыслии и празднолюбии, влекут за собой то же последствие.
3-я степень: успехи удовлетворительные
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана,
он постигает даже отношение частей к целому, в изложенном ему порядке,
но он ограничивается книгою или словами учителя, приходит в замешательство
от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец. Чтобы он сблизил
между собой отдаленнейшие точки, даже выученное он применяет не иначе
как с трудом и напряжением.
На сей-то степени останавливаются одаренные гораздо более
памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь
к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов
потому, что ученик, достигший оной, действительно бывает в состоянии следовать
за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. При
том и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто
среди этой, даже механической работы.
4-я степень: успехи хорошие
Ученик отчетливо знает преподанное учение. Он умеет изъяснить
все части из начала, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные
истины как обыкновенным случаем.
Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он
почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания
и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны,
и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень
силы, за которую черту при всех напряжениях придти невозможно.
5-я степень: успехи отличные
Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает
на вопрос, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные
точки учения с проницательностью, довольно изощренно упражнением разбирает
новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения,
места, где сомневаться, и что можно возразить против теории. Это показывает,
что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием, что
уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что
размышления при помощи чтения книг, к той науке относящихся, распространили
познания его далее, нежели позволяло не редко одностороннее воззрение
учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти,
в соединении с пламенной любовью к наукам, а, следовательно, и с неутомимым
прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания.
|
Поставь свою оценку
Устав университетской лаборатории
|