Главная - sundries - Мемуар - |
Из сборника очерков "Я ФИЗТЕХ" к 50-летию МФТИ, 1996 г. |
Для меня "Физтех", как я уверен и еще для очень
многих, не только институт, человек, образ мыслей, идея и прочее, а нечто
более объемное. Скорее это напоминает некую страну, со своим народом (кстати,
необязательно учившимся в МФТИ), традициями, легендами, менталитетом.
Здесь все вроде бы как и везде, но имеет такие особенности, что и тебя
заставляет действовать по-другому. Удивительно, но мы даже не видели друг в друге конкурентов,
и это при наличии достаточно большого конкурса. Наверное, это объяснялось
значительным отсевом. Ведь из группы в 25 человек до собеседования доходило
не более 6-7. Из моей группы дошло всего трое. Поэтому мы совершенно
искренне делились друг с другом интересными задачами, вопросами, вместе
анализировали неудачи и т.п. Все-таки удивительно рационально была организована жизнь на Физтехе. Даже такие повинности, как сельхозработы, обязательные для всего тогдашнего студенчества, достаточно органично вплетались в физтеховскую жизнь. Ездили всего на две недели, правда, не один раз за время обучения, а на первом, втором, четвертом и пятом курсах. Первокурсники ездили в первые две недели сентября, даже не приступая к учебе. За это время все успевали перезнакомиться, подружиться, узнать, кто чего стоит. Курс каждого факультета назывался отрядом, во главе которого стоял начальник курса (как правило, преподаватель института) и комиссар отряда (кто-то из старшекурсников или аспирантов, обычно член комитета комсомола факультета). Надо сказать, что к подбору комиссара подходили очень серьезно, поскольку он отвечал за создание актива курса, ведь выборы всех студенческих лидеров в группах и на курсе проходили как раз на "картошке". За общую организацию жизни в условиях сельхозработ отвечали офицеры военной кафедры. Со своей задачей они справлялись блестяще. Специфическая терминология, атрибутика не казались неуместными. Как это сейчас не кажется странным, но достаточно мощным стимулом к работе было соревнование между курсовыми отрядами. Тогда оно называлось социалистическим. Отражение результатов работы на экране соцсоревнования и их объявление на общих построениях действовали эффективно. Поскольку в массе своей все были городскими жителями, не очень привыкшими к инстенсивному сельхозтруду, то вначале было очень даже нелегко. Большое значение имела воспитательная работа, заставлявшая работать через "не могу". На меня, помнится, сильное впечатление произвел такой аргумент. Мы ведь были уже студентами, хотя и ни дня не учившимися в институте. Но никого не надо было убеждать, что учиться будет трудно. Так вот, наш комиссар, для поднятия духа, часто говорил: "Кто как себя проявит на "картошке", тот также покажет себя и в учебе". Правило, практически, не имеющее исключений. Было тяжело, но интересно и весело, существовал и развивался "картофельный" фольклор, со своими песнями, лозунгами, типа "Скорей бы утро и на работу!", "В поле дождя нет" и пр. Безусловно, не все работали в полную силу, некоторые пытались
откровенно сачковать. Но в этом, как и в любом мало-мальски серьезном
испытании, только и проявляются люди. Соответственно и к ним было такое
же отношение. В качестве примера можно рассказать о "картошке"
следующего года, весьма тяжелого с точки зрения погодных условий. Наверное,
тогда не каждый день шел дождь со снегом, хотя в памяти осталось только
это. Никакая техника в принципе не могла въехать на поле. Все делали вручную,
вилами копали уже не помню что: то ли картошку, то ли морковку со свеклой.
Мокрые, тяжелые мешки таскали на себе к "бетонке". Тем не менее,
все работали достаточно добросовестно. На "картошке" началась и моя общественная карьера. По традиции, за день до отъезда, на собраниях групп избирались профорги и комсорги. К комсомолу, опираясь на школьный опыт, отношение у нас было несерьезное, а вот к профсоюзам - другое дело. Это уже нечто взрослое, настоящее. По-видимому, за какие-то трудовые подвиги, меня решили избрать профоргом. Я долго отказывался, ссылаясь уж не помню на что. В конце концов "народ" смилостивился, согласившись избрать меня комсоргом, а профоргом избрали парня, уже имевшего до института год трудового стажа. Самые яркие впечатления общественной жизни 1 курса - это
отчетно-выборные профсоюзные и комсомольские собрания факультета. На
первом собрании избирался студсовет и оно продолжалось до трех утра, на
втором, соответственно, комитет комсомола, и сидели еще позже. Всему
этому предшествовала серьезная предвыборная агитация, где за голоса первокурсников,
еще ничего не знавших и судивших обо всем только с чужих слов, шла настоящая
борьба. По комнатам ходили какие-то люди, призывали отдать голоса за этих,
а за тех ни в коем случае, и все это с подобающей аргументацией. Мы сидели
на собрании, совершенно обалдевшие от происходящего, абсолютно не подготовленные
к этому своим предыдущим опытом. Наверное, это очень похоже на то, что
происходит сейчас на выборах депутатов, президента и др. Кроме того, нужно иметь в виду, что вне комсомола никакая
общественная активность вообще не рассматривалась, да она и не могла появиться
на Физтехе, поскольку практически все были членами ВЛКСМ. Поэтому все
деятельные натуры, жаждущие реализовать хоть в чем-то свой потенциал,
могли сделать это только через комсомол. Это обстоятельство, я думаю,
неявно осознавалось. В силу чего комсомол занимался, практически, всем,
что было в тогдашней нашей жизни. Более того, система была выстроена таким
образом, что комсомольская организация действительно реально доходила
до каждого человека.
Вообще, тогда нас поражала высокая самоорганизованность
студентов. Активно действовали все общественные организации: студсовет,
профбюро, клуб в общежитии, спортсовет, штаб ССО, штаб ДНД и пр. Мы тогда
на старшекурсников смотрели как на полубогов, а аспиранты вообще были
чем-то недосягаемым. Очень авторитетным студенческим органом был студсовет, много
делавший для организации быта и поддержания порядка в общежитии. Достаточно
сказать, что в каждой(!) комнате был телефон, и с помощью коммутатора,
стоявшего на вахте, можно было соединиться с абонентом, звонившим в корпус.
Регулярно выпускалась стенгазета "БыТиЯ", всегда с интересом
читавшаяся. Вспоминая о студенческой жизни тех лет, нельзя не сказать
о студенческих строительных отрядах (ССО). Это было действительно массовым
движением. Ежегодно в ССО выезжало около полутора тысяч студентов Физтеха.
Существовала достаточно жесткая и продуманная система, позволявшая поддерживать
высокий уровень ССО МФТИ. На каждом факультете был свой штаб ССО, отвечавший за организацию
дел. Существовал и институтский штаб ССО, возглавлявший эту работу. Кроме
того, в каждой зоне (а их было три: Подмосковье, Дальний Восток и Казахстан)
были свои штабы, отвечавшие непосредственно за дела своих отрядов. Факультетские
штабы отвечали за формирование отрядов, их профессиональное обучение,
прохождение медосмотров и пр., а зональные штабы - за своевременное проведение
договорной кампании, проведение отрядных субботников, обеспечение отрядов
соответствующей формой и символикой, организацию отъезда и приезда, непосредственное
руководство отрядами в рабочий период и многое другое. Мне посчастливилось пройти все ступени ССО, поскольку каждое
свое студенческое лето я проводил в стройотрядах. На первом курсе, как
и многие, мечтал попасть на "выезд". Но, понимая, что шансов
оказаться в "выездном" отряде, практически, нет, пошел записываться
в подмосковный отряд к второкурсникам. Абсолютно разумный поступок, поскольку,
обычно, "выездной" отряд формировался на базе подмосковного.
Главное, зарекомендовать себя соответствующим образом и получить необходимые
профессиональные навыки. Кроме того, существовало правило: если ты на
первом курсе съездил в Подмосковье, то на втором от этой обязанности освобождался.
В марте, при заключении договора на работу, стало ясно, что запланированные объемы можно выполнить только с помощью автотранспорта. На принимающее хозяйство расчитывать было наивно, пригодилось знание местных условий. Не зря все-таки ездил в прошлом году в зональный штаб! Дело в том, что в те годы в Казахстане работала студенческая автоколонна, которая формировалась в Москве, а технику получала в Казахстане. Встретился с руководителями их штаба, нашли взаимоприемлемые условия и в результате у отряда четыре ЗИЛа - три бортовых и один самосвал. Возможно, я излишне подробно описываю эпизоды своей стройотрядовской жизни, но мне хотелось показать, как сама система заставляла "крутиться", принимать нестандартные решения, и, тем самым воспитывала. Конечно, ССО был колоссальной жизненной школой. Здесь каждый человек показывал все, на что он способен, каков на самом деле. Ребята, с которыми ты преодолевал все трудности, и которые тебя не подвели, останутся близкими на всю жизнь. Особенно ценишь, когда тебе верят, невзирая ни на что. В этом отряде был такой случай. Однажды, во время моего отсутствия, в расположение отряда приехал зональный командир. Как раз было время обеда и все еще сидели за столом. Он сказал, что по моему распоряжению, следует все оставшееся мясо отдать ему и попросил помочь погрузить мясо в его машину. Надо сказать, что в те годы проблема снабжения продуктами питания стояла достаточно остро и приходилось много трудиться, чтобы обеспечить их бесперебойное поступление. Это удавалось не всегда. Поэтому слова зонального командира вызвали определенное возмущение. Нашлись заводилы, которые стали кричать, что отдавать нельзя, пусть придет командир (то есть я) и все объяснит, а пока делать ничего не будем. Ситуация быстро выходила из-под контроля. И тогда комиссар отряда взял власть в свои руки. Жестко сказав, что командиру виднее, какие решения принимать, он сам с помощью еще нескольких человек погрузил мясо в приехавшую машину. Оно передавалось другому отряду, уже несколько дней не получавшему мясо. Рассказывая о студенческой жизни тех лет, нельзя обойти вниманием организацию досуга, или, как тогда говорили, культмассовую работу. Общежития в Зюзино еще не было и все жили вместе. Это делало жизнь в Долгопрудном насыщенной и яркой. Ведь заводилами всего наиболее интересного, хранителями традиций были как раз старшекурсники и аспиранты. Люди, которые для этого обладали необходимым ресурсом свободного времени. Активно работали клубы в общежитиях, факультеты боролись за право провести свои мероприятия в концертном зале института, на вечера отдыха (слова "дискотека" тогда еще не было) в "Физтех-клуб", что в студенческой столовой, попасть было просто невозможно. Смотром возможностей каждого факультета были так называемые
"Недели". В весеннем семестре, в результате некой процедуры,
каждый факультет получал неделю, в течение которой он должен продемонстрировать
все, на что способен. В это время весь институтский ресурс был в его распоряжении.
Гвоздем каждой недели должен был быть заключительный концерт студенческой
самодеятельности. Лучшие номера с каждого факультета отбирались на заключительный
концерт института. Особенно ценилась массовость участия в концертах. И
поскольку успех в проведении недели и самого концерта учитывались в соцсоревновании
между факультетами, то все старались изо всех сил. У нас на факультете
не было сложившихся творческих коллективов со своими традициями, поэтому
каждый год приходилось придумывать что-то новое. Программа концерта обсуждалась
на заседании комитета комсомола и участие в нем считалось важным комсомольским
поручением. Итак, наблюдая жизнь Физтеха уже почти 25 лет, могу с уверенностью
сказать: меняются люди, внешние условия, но жизнь в институте по-прежнему
устроена таким образом, что учит решать любые задачи, которые ставит жизнь. |
||||
Главная sundries Мемуар | Один
день одного государства (архив РФ-газеты) |