Жил-был в некотором царстве, в нашем государстве Григорий, Алексеев сын. Учён он был в науке экономической и охотно делился своей мудростью: "Явился Я к вам, чтобы объяснить, как надо жить и работать, и все станут богаты и счастливы через 500 дней от моего поЯвления". Оттого и прозвали его Явлинским.
Много умных слов говорил Григорий, и все они были справедливы и безошибочны, потому что кроме слов ничего он не вершил и не мог поэтому наделать ошибок. И все дивились его учёности и внимали его мудрости и в слове печатном, и в думе боярской, и ездил он с лекциями по всему миру.
Долго ли коротко ли так продолжалось, Григорий сытно ел, спокойно спал, был доволен жизнью и собой, как вдруг однажды разбудил его громовой глас с неба: "Восстань, Григорий. Да будешь ты аки Президент воплощать свои предначертания!" Затрепетал Григорий от ужаса, не смея ослушаться, только попытался робкое слово молвить: "Как дерзну я воплощать, не имея опыта практического?!" "Ничего не бойся, - был ему ответ, - будет тебе в помощь Золотая рыбка. Исполнит она любые твои три желания".
И стал Григорий президентом. Вот сидит он в палатах кремлёвских и указы пишет, не зная ни сна, ни отдыху. Один указ пишет, десяток других в голове теснятся, мысли путают. А от бояр несведующих толку мало. Совсем было из сил выбился, но вспомнил тут про помощь, ему обещанную. Пошел Григорий к Москва-реке и стал кликать Золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, Гриша?" Ей с поклоном он отвечает: "Помоги мне, рыбка, сменить думу, чтобы принимали бояре законы, достойные моих замыслов гениальных. И пусть справедливые суды стоят на страже тех законов". Махнула рыбка согласно хвостиком и скрылась под водой.
Месяц, другой проходит, сидит Григорий в своих палатах и не нарадуется. Не успеет он новый указ домыслить, а его из думы уже на подпись к нему несут. Но потом стал он замечать, что служивые люди не спешат выполнять умнейшие предначертания. Одни лихоимствуют как и прежде, другие только за свой интерес работают, третьи вообще ни на что не способны.
Пошел Григорий опять на поклон к Золотой рыбке и просит: "Замени мне, рыбка, весь чиновный люд, чтобы они с рвением и умением выполняли светлейшие мои указания, в законах прописанные". Вильнула рыбка хвостиком: "Не тревожься, ступай себе с богом".
Закипела жизнь в царстве-государстве пуще прежнего. Одни начальники законы пишут, другие их ревностно исполнять стараются, третьи контролируют не за страх, а за совесть. Над всеми ними царит Григорий и премудрыми своими указаниями их кипучую деятельность направляет.
Но проходит 500 дней, а царствие всеобщего благоденствия как-то очень уж неспешно приближается. Пошёл тогда Григорий в народ и видит, что жизнь кипучая затихает недалеко за чиновничьими коридорами, как затухают колебания на поверхности тины от брошенного в болото камня. А простой люд как привык испокон веков жить, так и продолжает. Одни ждут, пока руководители всё за них сделают, другие ничего не ждут и пьют горькую. Те, кто побойчее и поспособнее, сами в начальники выдвинулись и остальных растормошить пытаются.
Огорчился Григорий от такой неспешности своих подданных и направился дорожкой проторенной к Золотой рыбке: "Народ мой погряз в косности и невежестве. Замени мне, рыбка, весь народ, чтобы он соответствовал великим моим замыслам." Печально посмотрела на него рыбка и покорно молвила: "Пусть будет по-твоему, Гриша. Только учти, это твоё третье и последнее приказание". Махнула хвостиком и нырнула в пучину морскую.
А что было после в том царстве-государстве - доподлинно неведомо, потому что меня заменили вместе со всем народом.
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Поставил я точку, но потом стало обидно за Григория: он ведь хотел для всех как лучше, а получилось как... Непонятно, что получилось. И переписал на хэппи энд для нашего героя.
...и нырнула в пучину морскую.
Обходит Григорий своё царство и дивится. Чудо великое сотворила рыбка - расцветает день ото дня земля родимая, и все люди усердно работают каждый на своём месте, добра наживают для себя и сограждан своих, и жизни радуются, Григория славят.
Потому как никто о рыбке слыхом не слыхивал и вовсе не догадывался.
Слух о земле обетованной и её государе прошёл по всему подлунному миру. И потянулся сюда разный люд из соседних и далёких пределов, просят Григория принять их в своё подданство, хотят жизни безбедной, да не все при этом работать хотят. А нашлось немало таких, с глазами жадными, руками загребущими, кто хотел бы урвать что-либо и к себе утащить. Другие правители смотрят на Григория неодобрительно - не нужен им такой успешный сосед - и злые козни супротив него замышляют. Бывает, что разные другие напасти случаются, в книгах экономических не изученные, требующие благоразумного решения. Нелегко пришлось бы Григорию со всем справляться - без рыбкиной то помощи - кабы не думцы и министры дельные, рыбкой назначенные.
Течёт время, как Москва-река несёт свои воды в море-окиян, приходят новые люди, не осенённые рыбкиным благословением. Всё труднее приходится царствовать Григорию, коль народ уверился в его мудрости безгрешной. Тут подходит к концу его президентский срок, и решает Григорий благоразумно удалиться на покой во всём блеске славы своей.
Плещут волны на берег широкий и размывают замки песчаные. Бьются волны о берег скалистый, и рушатся скалы гранитные, в песок перемалываются. А яблочки наливные без попечения садовника в дички вырождаются.
Много лет минуло с тех пор. Старики вспоминают, как их деды сказывали предание старинное, что был когда-то на Руси Золотой век, а правил тогда Григорий Мудрый, и все люди жили там богато и счастливо. Что было, то быльём поросло, а куда всё с тех пор подевалось - никому и не ведомо.