Обычно накануне знаменательных дат, таких как 800-летие Москвы,
100-летие Ленина, вся советская периодика наводнялась материалами
на соответствующую тему. По случаю же предстоящего тысячелетия Крещения
Руси царило поразительное молчание. Молчали крупнейшие писатели
страны, ученые-гуманитарии, деятели культуры. К 1000-летию Крещения
Руси готовилась лишь Церковь.
В августе 1987 г. из редакции журнала "Коммунист" позвонили
Б.В. Раушенбаху и попросили "откликнуться" на стратегическую
оборонную инициативу президента США Рейгана – СОИ. К тому
моменту Борис Викторович уже написал несколько статей по поводу
СОИ, поэтому с некоторой досадой ответил: "Какая все это ерунда,
разве это важно? Вот наступает тысячелетие крещения Руси, а вы,
странные люди, ничего об этом не пишете!"
"А вы что, можете написать? – после секундного замешательства
спросил журналист. – Мы пытаемся найти автора и – безуспешно".
– "Конечно, могу..."
Надо сказать, что года за два до описываемых событий академик-ракетчик
Раушенбах увлекся историей Древней Руси – просто ему это было
интересно, стало еще одним его пристрастием, как иконы, которыми
Борис Викторович уже всерьез тогда занимался.
Статья вышла в августовском номере "Коммуниста", и ее
появление вызвало настоящий бум, журнал моментально расхватали.
Статья была издана на многих языках и опубликована во всем мире.
В 1988 году, сам того не желая, академик Раушенбах стал "самым
крупным специалистом" по этому вопросу, хотя без улыбки не
мог потом об этом говорить.
Когда ЮНЕСКО праздновала в Париже 1000-летие крещения Руси, в советскую
делегацию наряду с митрополитом Ювеналием был включен Б. В. Раушенбах,
который и выступил на торжествах с докладом.
Вся эта ситуация была довольно комичной, но характерной для того
времени; она показывала, насколько неожиданным и нужным было появление
подобной статьи, какой это был мощный прорыв сквозь заслон официальщины,
давший ход другим подобным статьям, которые шли уже сравнительно
легко.
1988 стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли
в истории России. 29 апреля состоялась встреча Патриарха и постоянных
членов Синода с М. С. Горбачёвым, которая послужила сигналом для
партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования
Юбилея как общенационального мероприятия.
В Большом театре было устроено торжественное заседание и концерт.
М.С. Горбачев, тогда генеральный секретарь КПСС, не мог прийти на
эти торжества по протокольным соображениям. Присутствовала Раиса
Максимовна как представитель Фонда культуры, возглавляемого академиком
Лихачевым. А раз присутствовала "первая леди" страны,
то все понимали, что таким образом присутствует сам Михаил Сергеевич.
Торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, начавшиеся 5 июня
в Москве, переместились в Киев. Среди многих гостей в Киев прибыли
четыре предстоятеля автокефальных православных церквей: Иерусалимской,
Румынской, Болгарской и Кипрской. Празднование было открыто 14 июня
торжественным актом в Театре оперы и балета им. Т. Шевченко, где
с докладом о юбилее выступил тогдашний патриарший экзарх Украины
митрополит Филарет. Следующий день начался Божественной Литургией
во Владимирском кафедральном соборе. Ее возглавил патриарх Иерусалимский
и всея Палестины Диодор. В последний день торжеств десятки тысяч
его участников стали свидетелями исторического события в жизни всей
Православной церкви - впервые за почти тридцатилетний период, зазвучала
молитва в Киево-Печерской лавре.
* * *
Сегодняшнее переиздание статьи Б.В. Раушенбаха интересно как первый
не атеистический голос, который раздался среди полного молчания
в канун великой даты русской истории.
И это нам тем более приятно, что Борис Викторович много лет занимался
преподавательской деятельностью в МФТИ.
И.С. Глазунов, О.М. Белоцерковский и Б.В. Раушенбах
|
Б.В. Раушенбах
ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Тысячу лет назад, в 988 году, в "сонме" европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Понятен интерес, проявляемый к этому событию и у нас в стране, и далеко за ее пределами.
Чтобы заново осмыслить, что и как происходило в те далекие века в Киевской Руси, полезно вспомнить слова Фридриха Энгельса, сказанные, правда, по поводу более поздней эпохи — Возрождения: "Это было время, которое французы правильно назвали Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно — Реформацией".
Из высказывания Энгельса видно, что судить о событиях такого масштаба, принимая во внимание один только религиозный компонент, — значит, судить "односторонне и ограниченно". К сожалению, некоторые представители научного атеизма занимают позицию, противоречащую глубокой мысли Энгельса. Выискивая лишь "темные стороны" происшедшего 10 веков назад события, невозможно в полной мере оценить его сложность и противоречивость, его объективный смысл и значение.
Всячески подчеркивают, например, насильственный характер крещения. История распространения христианской религии в самом деле дает для этого определенные поводы. Взять хотя бы так называемое крещение языческих племен Прибалтики крестоносцами. Здесь действовали просто: выступало рыцарское войско, разбивало отряды сопротивлявшихся, захватывало земли, возводило на них свои замки, превращало свободное население в крепостных и придавало этому разбою "приличный" вид, крестив оставшихся в живых. Однако очевидно, что дело здесь было вовсе не в крещении, а в захвате земель. Аналогично крестили аборигенов испанцы в Америке. Но ничего подобного не было на Руси, где события развивались иначе и в противоположном, если можно так выразиться, направлении (об этом ниже).
То, что произошло в конце Х века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Я бы сравнил ее с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение феодальной реформы и связанные с ней глубокие преобразования. Именно эту реформу "односторонне и ограниченно" называют нередко крещением Руси.
(Во избежание недоразумений в самом начале подчеркну, что о феодальном характере реформ, государства, древнерусского общества в целом я говорю, пользуясь современными понятиями и отнюдь не желая представить Владимира кем-то вроде сознательного "теоретика феодализма". Он выражал объективные потребности общественного развития, которые обусловили его естественное стремление создать государство, ни в чем не уступающее известным ему монархиям, и в том числе Византии.)
* * *
Чтобы лучше понять процессы, определявшие жизнь наших предков в те далекие века, необходимо хотя бы вкратце вспомнить события предшествовавшего столетия. Первоначально разрозненные славянские племена временами объединялись и вели военные действия с соседями, тревожа иногда и окраины Византийской империи. В середине IX века состоялся первый большой поход на Византию, связываемый летописью с именем киевского князя Аскольда. Это был период, когда шло разложение патриархального общинного строя, зарождались феодальные отношения. Они имели тогда примитивную форму — осенью и зимой дружина с князем ходила по своей территории, собирала дань; феодального землевладения еще не существовало. Весной избытки собранного (меха, воск и т.п.) отправляли по Днепру в Византию и даже в более отдаленные страны Востока. Оттуда привозили изделия, которых на Руси не производили. Аскольд осадил Константинополь, взял большой выкуп и заключил с Византией договор, вероятно содержавший какие-то выгоды для русской знати, Византия впервые столкнулась с нарождавшимся государством. Это были уже не просто "варвары", грабившие пограничные провинции, а нечто более серьезное.
В конце IX века пришедший из Новгорода Олег захватил Киев и объединил северную и южную Русь (Новгород и Киев). Возникли контуры будущего древнерусского государства. Еще непрочное объединение Руси в одно целое поддерживалось постоянными боевыми действиями против непокорных племен. Новый удачный поход на Византию завершился заключением выгодного русским договора и обеспечением ежегодной дани (платы за ненападение).
Со смертью Олега (начало Х века) сразу выявилась непрочность объединения славянских племен — их союз распалcя. Восстанавливать его силою оружия пришлось Игорю. Он был убит в одном из походов на древлян за противоречившей обычаям повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги, ставшей правительницей при малолетнем сыне Святославе. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности. Это был новый шаг к регламентированному законами феодальному государству.
Придя к власти, Святослав направил свою энергию против внешних врагов нарождавшегося государства. Разгромив Хазарский каганат, войско Святослава дошло до Северного Кавказа. Победами (хотя и не всегда) сопровождался и его поход против Византии. Возвращаясь обратно, Святослав погиб в сражении с печенегами, которых византийцы предупредили о маршруте его дружины. Но потенциальные враги русских на востоке и на западе были нейтрализованы.
Продолжение см. на Странице 2 -->> |