|
Соломония Сабурова - первая жена великого князя Василия III Ивановича.
Двадцатилетнее супружество оказалось бесплодным, что очень беспокоило вел. князя, т. к. в случае его бездетной смерти права на престол должны были перейти к братьям, с которыми он был не в ладу. Такое положение дел, грозящее смутами для государства, постоянно поднимало вопрос о расторжении брака Василия с Соломонией и заключении нового, однако для этого требовалось разрешение православной Церкви, отвергавшей повторный брак при живой жене.
В ноябре 1525 г. при поддержке московского митрополита Даниила Василий решается развестись с Соломонией. Её постригли под именем Софьи, и в январе Василий женился на Елене Глинской.
Православные патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного): Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.
Вскоре поползли слухи, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки.
Василий III направил для проверки слухов комиссию из доверенных дьяков, и их доклад был безусловно благоприятен для бывшей великой княгини. Она была отправлена в патронируемый ею Покровский монастырь в Суздале, подальше от Глинских и митрополита Даниила, после чего монастырь получил в подарок село Павловское, а сама Соломония/Софья - село Вышеславское, которое можно рассматривать в качестве традиционного подарка великого князя своей супруге после рождения наследника.
Есть основания полагать, что, не получая доказательств беременности второй жены, Василий III не только готовился признать сына Соломонии/Софьи своим сыном, но и склонялся к тому, чтобы в случае необходимости объявить его своим наследником.
Елена Глинская, имея перед глазами судьбу своей предшественницы, при затянувшемся на три с половиной года бесплодии прибегла к помощи своего любовника и фаворита князя И.Ф. Овчины Телепнева-Оболенского. В декабре 1533 г. умирает Василий III, и князь Овчина сразу занимает место рядом с Еленой. Регентский совет при малолетнем Иване IV был разогнан, были уничтожены братья Василия III. Однако вскоре умирает и Елена, по слухам - от яда, после чего бояре немедленно расправились с князем Овчиной, а некоторое время спустя и с митрополитом Даниилом.
С высокой степенью вероятности, можно считать, что дети Елены Глинской - дети Телепнева-Оболенского. По терминологии того времени, Иван IV оказывается "выблядком", не имеющим в себе ни капли великокняжеской крови, и его сохранение в качестве наследника престола может объясняться только компромиссом между боярскими группировками, отсутствием претендентов на престол и из нежелания смуты в Московском государстве.
Окончательно убедиться в этом возможно, только проведя генетические исследования, но вот что бросается в глаза уже сейчас.
Мы не знаем случаев резкого отклонения в психике у потомков Ивана III и Софьи Палеолог. В роду Глинских, похоже, тоже нет никаких психических отклонений, но вот прозвища в роду Оболенских - "Немой", "Лопата", "Глупый", "Медведица", "Телепень", "Сухорукий" - заставляют подозревать устойчивые генетические нарушения. Что же касается собственно детей и потомков Елены, то здесь мы сталкиваемся с повторяющейся закономерностью. Иван Грозный в своих действиях и взаимоотношениях с окружающими являет безусловно нарушенную психику; его брат Юрий был дебилен. Сходную картину являют дети Ивана Грозного от первого брака: Иван, повторяющий характер отца, и Федор, немногим лучше своего дяди Юрия.
Естественно, после долгожданного рождения Ивана IV ситуация коренным образом изменилась для обитателей Покровского монастыря. Георгий Васильевич стал теперь не только никому не нужен, но и крайне опасен - ведь сын Соломонии оказался бы старшим братом и более законным наследником, чем Иван Васильевич. Он должен был либо исчезнуть, либо умереть. Похоже, именно тогда в склепе Покровского собора возникло погребение, отмеченное небольшим белокаменным надгробием без надписи.
Когда в 1934 г. подняли находившуюся рядом с гробницей Соломонии/Софьи анонимную белокаменную плиту, под ней обнаружили небольшую погребальную колоду с остатками богато украшенной детской рубашки и истлевшего тряпья без каких-либо следов костей, т.е. ложное погребение.
Что произошло на самом деле, мы вряд ли узнаем с достоверностью, потому что нам известно только "фольклорное бытие" Георгия, многообразно преломившееся в народном воображении. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках».
После смерти Василия III Соломония/Софья из Покровского монастыря была отправлена в Каргополь. В Суздаль она вернулась в 1539 г. и там прожила недолгий остаток своей жизни, упокоившись, наконец, рядом с подлинной (или ложной) могилой своего сына.
Евдокия Фёдоровна Лопухина - первая жена царя Петра I.
Евдокия была выбрана в невесты Петру его матерью, царицей Натальей Кирилловной, без согласования с женихом. Это было сделано ввиду давних связей Нарышкиных с Лопухиными и в надежде на помощь с их стороны в укреплении положения Петра в качестве единовластного государя (к тому времени Лопухины занимали видное положение среди дворянства и в армии). Правильность выбора подтвердилась в период противостояния царевны Софьи и царя Петра.
Первые годы супружества были относительно спокойными. В феврале 1690 г. родился царевич Алексей, в 1691 - второй сын, царевич Александр, вскоре умерший. Воспитанная по старине, Евдокия не могла привязать к cебе Петра; он с первых лет супружества часто покидал жену ради любимых потех.
Охлаждение между супругами началось с 1692, когда Ф. Лефорт познакомил в московской Немецкой слободе Петра со своей бывшей любовницей Анной Монс, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя.
Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Охлаждению к жене содействовала также неприязнь царя к её родне - Лопухиным, ярым приверженцам московской старины. Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась своим родным на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. До государя доходили эти жалобы, но около 4 лет Лопухиных не трогали.
Окончательно Петр I оставил жену после смерти в 1694 своей матери. Лопухину еще называли царицей, она жила с сыном во дворце в Кремле, но ее родственники, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. После возвращения Петра из-за границы в 1698 г. Евдокия была сослана в Суздальский Покровский монастырь и насильно пострижена в монахини под именем Елена.
В монастыре она лишь полгода носила иноческое платье, затем стала жить мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора.
Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала центром партии, враждебной Петру. Во время следствия по делу Кикина и царевича Алексея в 1718 г. было открыто и ее участие в заговоре. В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Жестоко казнив всех замешанных в деле, в том числе и Глебова, Петр ограничился переводом бывшей жены под надзор в Ладожско-Успенский монастырь.
При Екатерине I её заточили в Шлиссельбург, где она содержалась в строгом секретном заключении без права встреч и переписки с кем бы то ни было.
В 1727, с воцарением её внука Петра II, Е. Ф. поселилась в Новодевичьем, затем в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице. Умерла в 1731 г. |