Из книги Ярослава Голованова о программе "Аполлон" – "Союз"

–  Видео

*     *     *

Экипажи "Союз-19","Аполлон"В Звёздном городке представление экипажей. Первый наш экипаж: тёртый Алексей Леонов и Валера Кубасов, на счёту которого один, правда не совсем удачный полет. Почему Кубасов - не знаю. Американцы сформировали тоже довольно странный основной экипаж. Командир - Том Стаффорд, с которым мы встречались в Хьюстоне, бесспорно ас. Трижды летал в космос: два раза на кораблях "Джемини", один раз на "Аполлоне". Вэнса Бранда и Дональда Слейтона знаю только по справкам, они вообще не летали. Правда, у Бранда длинный список наземных тренировок. Он готовился к полету на "Аполло" (8,13 и 15-я экспедиции) и в составе двух экипажей на "Скайлэбе". Но ведь всё-таки наземка, это не реальный полёт. Слейтон из первой группы (у нас бы её назвали "гагаринской"), набранной ещё в апреле 1959 г. У нас в первой группе было 20 человек, у американцев - 7. Он - участник войны. Старше его в космос никто не летал. Это его последний шанс.

*     *     *

Руководители полета: А.С.Елисеев (СССР) и П.Фрэнк (США)А потом началась большая работа. Чаще всего здесь упоминают новый стыковочный узел, захват "равных возможностей", который пришел на смену "штырю" и "конусу", работающим до этого на советских и американских объектах. Действительно, стыковочный узел был абсолютной новинкой, но, как это ни парадоксально, может быть, именно поэтому создавать его было легче: он строился на пустом месте. Что же касается всего другого, и советский "Союз", и американский "Аполлон" рождались в свое время в жарких спорах. Оба эти корабля - итог мыслей, споров, доказательств, экспериментов, итог с трудом сбалансированный, наконец, примиренный в своих внутренних противоречиях, разумеется, был относительно идеальным в глазах его создателей. И вот эту столь долго искомую гармонию, этот с трудом обретенный компромисс кто-то требовал нарушить. Сопротивление этому вторжению было естественно, и, тем не менее, сопротивление это необходимо было в себе поломать и отыскать новый итог, найти единый знаменатель для двух разных технических школ. Эта забота была, наверное, самым трудным делом ЭПАС.

*     *     *

На комплексном тренажёре в Звёздном космонавт не ощущает только перегрузок и невесомости. Всё остальное можно сымитировать, доже рев носителя и шум двигателя мягкой посадки на спуске. Критерий оценки работы космонавта - время, которое он затратил на устранение нештатной ситуации. Эту ситуацию в любое время инструктор может ввести в программу полёта. Иными словами, насколько быстро ты соображаешь, когда надо что-то делать, и насколько убежден, что делать надо именно это и ни что другое. Все американцы посидели в нашем тренажёре.

*     *     *

Корабль "Союз-19" в полетеНаши решили провести тренировочный полет "Союза-16", главным образом для того, чтобы проверить, как ведёт себя в космосе новый стыковочный узел. По моему мнению, это зря выброшенные деньги, поскольку стыковочный узел бессмысленно проверять без процесса стыковки. Вместо "Аполлона" там некое стыковочное кольцо. Проверять хотят и систему ориентации, и радиотехнику, будто её не проверяли уже десятки раз. Страх перед всевозможными и непредсказуемыми техническими отказами реет над Подлипками. Всё от этого страха, от неуверенности в себе, но более всего - от невозможности в ближайшем будущем скрыть от людей любой технический отказ. Сами факты сокрытия этих отказов стали настолько для нас привычны, что мы просто искренне недоумеваем, как может быть иначе?!

*     *     *

Постоянно разные специалисты рассказывают нам о том, какие эксперименты будем проводить мы и американцы во время совместного полета. Мы слушаем, записываем, но и мы, и сами эти специалисты понимаем, что вся эта наука - лабуда, что она нужна только для того, чтобы было чем занять пять здоровых, полных сил мужиков в течение нескольких суток. Кровь из носу, но надо придать этому полету некую наукообразность, точнее - показать его целесообразность, даже необходимость для дальнейшего развития космонавтики. А на самом деле этот полет - политика в чистом виде, и даже если космонавты не выполнят ни одной научной программы, но состыкуются и некоторое время поживут вместе, ЭПАС всё равно объявят победой. Впрочем, наверное, это правильно.

*     *     *

Первым взлетит "Союз". Разрешение на старт "Аполлона" мы дадим после проведения первой коррекции орбиты "Союза". Наш второй корабль находится в состоянии суточной готовности, т.е. может взлететь через сутки после отказа первого корабля.

*     *     *

Американские журналисты навалились сегодня на Литлтона: ожидается ли старт второго русского корабля? Литлтон ничего понять не может. В конце концов выяснилось: во всём виноват Валера Кубасов. Его позывной: Я "Союз-2!".
Вернувшись в Москву, я узнал, что разговоры о резервном "Союзе" были не столь уж беспочвенными. На первом корабле отказала телеустановка, и потребовалось много трудов, чтобы возвратить её к жизни.

*     *     *

Зал управления в космическом центре им. ДжонсонаВ Хьюстоне меня встретил наш собственный корреспондент в США Толя Манаков, который приехал на машине из Нью-Йорка, где живёт с семьёй под "крышей" "КП", являясь, на самом деле, разведчиком. Умный, скромный парень, понимающий, что американцы давно знают, что он разведчик, а потому и изображать из себя матерого журналистского волка не стоит. Понимает он и то, что и в Москве работают такие же "журналисты", но если наша контрразведка их тронет, то и его из США вышибут. Короче, игра: все прикидываются дурачками.

Кстати, ещё о разведчиках. Какие-то шутники повесили на территории Центра управления полетами самодельный плакат, на котором было написано: "Завтра на стадионе Центра состоится товарищеский футбольный матч между агентами КГБ и ЦРУ, аккредитованными как журналисты". Вечером в нашей гостинице страшно расшумелся по этому поводу Виссарион Сиснев - собкор "Труда" в США:
- Это провокация! - кричал он. - Нельзя это так оставлять! Какое они имели право?!.. и т.д.
Шумел долго, пока я не подошёл к нему и не спросил:
- Coco, а что ты так волнуешься, так близко всё это к сердцу принимаешь? Я никак не пойму, ты кто: агент КГБ? Или ты из ЦРУ?
Ребята хохотали. Виссарион, кажется, на меня обиделся.

*     *     *

Стартовая площадка ракеты "Сатурн" с кораблем "Аполлон", космический центр им. КеннедиНа старте "Аполлона" на космодроме мыса Канаверал никто из советских журналистов не присутствовал. Причем, запрет исходил не от американцев, а от наших "компетентных органов". Мы очень опасались, что американские журналисты смогут тогда претендовать на поездки в Тюра-Там. В конце 1950 - начале 60-х гг. их туда не пускали, поскольку мы лидировали в космонавтике, и не хотели, чтобы американцы воспользовались нашими "секретами". (Существовал, например, миф о чудо-топливе, на котором летают наши ракеты, хотя никакого "чуда" не было.). К середине 70-х мы лидерство утеряли и теперь не хотели пускать американских журналистов уже потому, что они не секреты наши могли разглядеть, а многоликий космодромный бардак. А американцы предлагали нам лететь во Флориду на запуск "Аполлона", но мы отказывались под разными глупыми предлогами. Виссарион Сиснев, например, сказал, что ему "неинтересно смотреть старт", потому что он много раз видел его по телевизору. Едва ли ни единственным советским человеком, кто в те годы видел старт "Аполлона" был поэт Евгений Евтушенко, которого американцы пригласили прокатиться во Флориду, и который ни о каких наших запретах просто ничего не знал. Помню, как в ресторане ЦДЛ он описывал мне с восторгом это фантастическое зрелище.

*     *     *

Рядом с большим залом аудиториума Центра расположился Билл Барклоу, представитель цитрусового департамента Флориды, верный слуга могущественной компании United fruit company - мирового финансового спрута, душителя трудового народа, который бесплатно поит всю журналистскую братию апельсиновым соком. Мы с Толей Манаковым пообещали ему, что обязательно о нём напишем. Когда он узнал, какой тираж у нашей газеты, он подарил нам по дюжине специальных ложечек с острыми передними краями в зубчиках, которыми едят грейпфруты. Но теперь, исключительно по вине United fruit company (душителя трудового народа), возникает другая проблема: где достать в Москве грейпфруты?!

*     *     *

Реферат по истории КПСС  - год 1975  Сигареты "Союз-Аполлон" в 1975 году стали первым продуктом, который изготавливался у нас частично из вирджинского табака и с участием американских специалистов на московской фабрике "Ява".
   
Hosted by uCoz