Меню сайта |
 |
|
 |
Категории раздела |
 |
|
 |
Статистика |
 |

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
 |
Форма входа |
 |
|
 |
Поиск |
 |
|
 |
Наш опрос |
 |
|
 |
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
07.12.2023, 03:25 |
Женщины в науке
Philip Greenspun Women in Science (и не только про Women - прим. ред.)
Abstract: Работа в науке является самой малооплачиваемой в США, учитывая уровень IQ и продолжительность рабочего времени. Практичные женщины находят работу получше. Ларри Саммерс (Larry Summers) был уволен с поста президента Гарвардского университета отчасти за то, что сказал: "Существуют три основных гипотезы о причинах существования сильного неравенства, отраженного как в документах этой коференции (процент женщин среди штатных профессоров), так и зафиксированного ранее, со всем уважением к женщинам-ученым. Я объясню все три в двух словах и прокомментирую важность каждой гипотезы. Первая - это "престижность работы", вторую я бы назвал "природная склонность к науке", и третья - "различные социальные и дискриминационные шаблоны". По моему мнению, по степени важности эти гипотезы нужно расположить именно в таком порядке." Это послужило причиной взрыва споров среди людей разных стран о том, обладает ли женщина достаточной способностью к интеллектуальному росту, чтобы попасть в ряды лучших ученых и математиков, которых, по идее, готовят в элитных университетах.
Саммерс был заслуженно наказан, но по неверным причинам. Он претендовал на то, что сформулировал всеобъемлющий список причин, почему не так много женщин добиваются вершин в науке. Однако, Саммерс, как экономист, кое-что упустил:
Привязанная к уровню IQ, количественным навыкам и рабочим часам, работа в науке является самой малооплачиваемой в США.
Именно это, четвертое возможное объяснение причин дефицита женщин в науке исследуется в нашей статье: они находят работу получше.
Почему все считают, что работа в науке престижна?
Примерный путь успешного ученого таков: с 18 до 22 лет: обучение в дорогом колледже с 22 до 30 лет: аспирантура, возможно, с небольшими приработками, жизнь на стипендию 1800 $ в месяц с 30 до 35 лет: постдок (post-doc) - работа после аспирантуры на $30-$35 тысяч в год с 36 до 43 лет: профессор в не самом лучше университете на $65 тысяч в год после 44 лет: с детьми "на шее" и домом (если повезет), уволен из университета - "отказ в продлении срока контракта" ("denied tenure") является более вежливым обозначением для тех, от кого университет отказался - начинает искать работу на рынке, где работодатели прдепочитают нанимать людей не старше 30-ти.
Вот как чаще всего развиваются события в жизни того, кого вы считали самым умным в колледже. Он поступил в аспирантуру в Стэнфорде. Он стал постдоком в MIT (Массачуссетский технологический институт). Его эксперимент удался и поэтому ему повезло получить работу в Калифорнийском Университете Ирвина (University of California, Irvine). Но в результате, его исследование было недостаточно интересным или актуальным, чтобы университет решил оплачивать его старость до конца дней. Сейчас ему 44, и у него семья, которую нужно кормить, и он ищет работу, и на лбу у него написано "второй сорт".
Почему тогда все думают, что научная карьера настолько престижна, что люди даже обсуждают, кто достоин работать в науке, а кто - нет? Обычное заблуждение.
Предположим, вы отправляетесь в аэропорт, чтобы выяснить, насколько заполнены вылетающие самолёты. Вы становитесь там, где получают багаж и спрашиваете людей: "Насколько был заполнен самолет в этом рейсе?" Вы записываете свои выводы: большинство рейсов почти заполнены. Обычное заблуждение, при этом возникающее, состоит в том, что заполненных самолётов больше, чем пустых самолётов. В аэропорту Вы скорее встретите человека, летевшего на заполненном самолёте, чем на полупустом.
Студенты колледжа делают то же самое в выборе карьеры. Один из моих учеников, назовём его Билл, на первом занятии по предмету "computer science" сказал, что он хочет быть биологом, когда вырастет. Каких биологов видел Билл? Они все были профессорами в MIT и примерно половина из них получила Нобелевскую премию. Вряд ли это отражает среднего человека, поступившего в Biology graduate school! К счастью, Билл был высоким красивым парнем. Он завязал во время семестра романтические отношения с девушкой, назовём ее Тереза. Тереза была постдоком по биологии, с степенью PhD, полученной в элитном институте, и доходным местом в MIT. Билл посмотрел, как Тереза работает в лаборатории, посчитал ее рабочие часы, посмотрел на выплаты, которые она получала как женщина с PhD степенью в свои неполные тридцать, был вынужден попрощаться с ней, после того как ее уволили, потому что ее эксперимент не удался, и писал ей e-mails в Стэнфорд, где она устроилась постдоком. В конце семестра Билл сказал: "Я думаю, я хочу быть архитектором".
Четыре года спустя, я участвовал в выпускной церемонии в MIT и был приятно удивлен, услышав фамилию Билла среди тех, кто получил степень по архитектуре (degree of Master's in Architecture).
Вкратце, некоторые молодые люди думают, что научная карьера престижна, по тем же причинам, по которым они думают, что хорошо бы стать музыкантом или актером: "Я не могу решить, чего я хочу больше: стать великим ученым, таким как Джеймс Ватсон, известным певцом, таким как Бритни Спирс, или знаменитым актёром, таким как Харрисон Форд."
Некоторые пожилые люди считают научную карьеру правильным выбором, включая людей, участвовавших в конференции, где Ларри Саммерс поднял тему женщин в науке. В основном, эти функционеры от науки рассуждают так: "Если молодая женщина действительно умна, она должна была добиться того же, что и я". На самом деле, это могло бы быть правдой в 70-х, когда эти ребята поступали в аспирантуру. Но от их внимания ускользнуло, что для людей с высоким уровнем IQ, да и просто одаренных, открылось множество новых возможностей достичь успеха во различных областях деятельности со времён президентства Рональда Рейгана.
В средние века высокий уровень IQ не менял вашу жизнь. Если вы были рождены благородным, то крестьяне должны были прислуживать вам, независимо от того, был ли ваш IQ 75 или 150. Если вы были рождены крестьянином с IQ 150, вы могли придумать различные приспособления, помогающие убрать урожай, но это не делало вас благородным господином или госпожой. В среднем классе общества в Америке с 50-е по 70-е годы 20-го века, существовало много высокооплачиваемых должностей, но они были не настолько впечатляющи по сравнению с зарплатой рабочего на конвейере или профессора в колледже. Сегодня невозможно плюнуть на улице, чтоб не попасть в миллионера, и многие из них разбогатели, просто получая высокую зарплату. Зарплаты профессионалов, брокеров на Уолл Стрит, артистов, спортсменов, менеджеров по найму, и проч. растут, но данные об этом не печатают на первой полосе. В то же время, выплаты управленцам указываются каждый год. Журнал "Форбс" пишет в 2005 году, что зарплата CEO выросла на 54%, что, в результате, привело к средней зарплате управленца в 10 миллионов долларов в год.
Университетские зарплаты сейчас ненамного ниже, чем они были в 70-е, но появились "умники", которые смогли разбогатеть, не занимаясь наукой, так, что по сравнению с ними уровень жизни аспирантов и постдоков фактически стал хуже. Любой дефицитный ресурс, например, недвижимость, буквально облеплен "обещественно-экономическими победителями". Сегодняшняя годовая зарплата научного сотрудника Гарварда сегодня составляет едва ли 1/50-ю часть стоимости домика для небольшой семьи в Кэмбридже, что не может не учитываться умной женщиной с гарвардским дипломом при выборе профессии.
Наука с сравнении с обычной профессией или бизнесом.
Наука может приносить удовольствие, но в качестве профессии она проигрывает профессиональному и деловому миру.
Посмотрим на женщину с высоким IQ, допустим, она получила степень в U.C. Berkeley и начала заниматься медициной. Она скорей всего станет супер-профессионалом в своей области, зарабатывая около 300 тысяч долларов в год. Вместо того, чтобы быть уволенной в свои 44 года, эта врач будет ценима как пациентами, так и работодателем. Ее опыт и репутация позволят повышать свою зарплату и престиж примерно до 60-летнего возраста. Женщина, которая хочет проводить больше времени с детьми, может выбирать из огромного числа медицинских профессий, например, пойти в "скорую помощь", где работают посменно и где можно заработать неплохие деньги, работая всего лишь 2-3 смены в неделю. Она также может работать из дому рентгенологом, получая данные через интернет.
Пусть другая женщина, с таким же IQ и способностью к обучению, начинает заниматься бизнесом, и вскоре попадает в такую компанию как "General Electric". Вместо того, чтобы быть уволенной в 44 года, это будет тем временем в ее жизни, когда она будет управлять самыми крупными подразделениями, с растущими бонусами и долевым участием.
Ведущие юристы в 44 года зарабатывают около 500 тысяч долларов в год, являясь либо партнером в крупной юридической фирме, либо работая судьями, либо работают преподавателями в юридической школе, имея свои 200 тысяч долларов в год плюс частная практика.
Даже школьным учителем получается быть более выгодно, чем ученым. Положим, женщина с выдающимися способностями получает ученую степень и решает стать учителем, вместо того, чтобы поступить в аспирантуру. В 22 года она становится учителем и может планировать создать семью и родить детей. В 30 лет, когда ученый вынужден танцевать вокруг своих 35 тысяч в год в качестве постдока, учитель получает 50 тысяч в год. В 44 года, когда ученый пытается судорожно найти новую работу, учитель зарабатывает более чем 90 тысяч долларов в год, работая всего 9 месяцев в году (только лучшие школы платят 90 тысяч долларов в год, но мы рассматриваем женщину с высоким IQ и более чем средними способностями). Будучи государственным служащим и членом профсоюза, школьный учитель не может быть уволен, и с этой точки зрения ее жизнь намного более удачлива, включая раннюю пенсию и возможность работать еще кем-нибудь.
Хорошая работа - это та, где хорошо платят, где вы можете выбирать между полным днем и свободным графиком, в которой есть определенный уровень, что позволяет вам не соревноваться с миллионами конкурентов, на которую можно устроиться в любой части страны или в любой стране, и в которой вы можете быть спокойны, что вас не смогут подсидеть более молодые сотрудники, которые способны проработать 100 часов в неделю.
Насколько научная деятельность соответствует этому критерию? Я провел экскурсию по кампусу MIT для 17-летней аргентинки. Она не знала, чего она хочет в жизни, так почему бы ей не попробовать свои силы в науке? Во время экскурсии мы встретили женщину, только что получившую PhD по авиации и астрономии (Aero/Astro), возможно, самый сложный инженерный курс в MIT. Что эта женщина сказала 17-летней девочке? "Я не уверена, что смогу устроиться хоть на какую-то работу. Только 10 университетов нанимают людей моей специальности, и на последнюю открытую вакансию был конкурс из 800 человек".
И это говорит инженер, который, благодаря репутации работодателей-производственников как тупых и требовательных, имеет меньшую конкуренцию на рабочее место, чем в науке.
Как насчет личного опыта? Женщины, которых я знаю, с приличным IQ и образованием, выбирая путь профессионала, в общем и целом получают в 2,5 - 5 раз больше, чем университетские профессора, и при этом без риска быть уволенными. С таким доходом они могут обеспечить своих детей и, следовательно, могут создавать семью без риска для карьеры. Женщины, которых я знаю, работающие профессорами в университете, в общем и целом незамужем и без детей. Ко времени, когда их работа позволяет им создать семью, они уже чаще всего просто не могут иметь детей.
Кому имеет смысл посвятить себя научной деятельности?
Картина прорисовывается гнетущая. Американский ученый зарабатывает меньше, чем авиамеханик, менее защищен от увольнения, чем барабанщик в школьной группе, и работает больше, чем шахтер в серебрянных шахтах в Боливии. Роджер Боуэн (Roger W. Bowen), генеральный секретарь Американской ассоциации профессоров университетов, в дискуссии от 2-го марта 2006, устроенной "Вестником высшего образования" ("Chronicle of Higher Education"), охарактеризовал ситуацию с теми, кому повезло удержать место в ВУЗе, так: "Обычный профессор, человек, который преподавал в течение, скажем, 15-ти и более лет, получает впятеро меньше, чем обычный президент в большинстве организаций; работает 60-70 часов в неделю, использует выходные для исследований, и безнадежно пытается найти время быть хорошим родителем и супругом. Научная деятельность кажется непыльной работёнкой, но это не так."
Имеет ли смысл хоть кому-либо заняться научной деятельностью? Конечно! Просто загляните в географический атлас.
Представьте, что вы умный, но очень бедный молодой человек (девушка) из Китая. Ваш высокий IQ и тяжелый труд позволяют вам попасть в одну из лучших учебных программ в Китае. Стипендия аспиранта в 1800 долларов в университете Небраски или Висконсина переведут вас на более высокую ступень, чем любая работа, которую вы можете найти в Китае. Ужасающий дефицит аспирантов и лаборантов среди американцев, заинтересованных в получении PhD по такой специальности, означает, что у вас не будет проблем с получением визы. Когда вы закончите обучение, небольшая бумажная волокита - и вы уже можете оставаться в Америке легально. Ученые - наименее оплачиваемая работа в США, но это значительно больше, чем любая работа в Китае или Индии.
Однажды попав в Америку, конечно же, вам не придется бездельничать в лаборатории. Один мой друг, профессор физики, назовем его Профессор Джоунс, искал нового аспиранта в MIT. Студент из Китая, назовем его Юань, пришел к нему и сказал: "Я хочу работать в вашей лаборатории. Я буду делать всё, что вы мне скажете, и буду работать старательней, чем любой из ваших аспирантов. Однако, я не интересуюсь физикой и не хочу получать PhD в этой области, так что вы можете рассчитывать на меня не более чем 3 года". Профессор Джоунс поинтересовался, что же Юань делает на физическом факультете. "Там, в Китае, - ответил Юань, - мы слышали, что отсюда можно устроиться работать на Уолл Стрит".
Юань провел свой первый год в лаборатории, пытаясь стать американцем. Он спрашивал студентов MIT, родившихся в Америке, где они покупают одежду, как часто они принимают душ, какие книги они читают. Юань провел второй год в лаборатории, изучая, как нужно подавать себя работодателю. Он проходил несколько интервью в неделю просто для тренировки. Как Билл Мюррэй день за днем определял, что его женщина хочет услышать от него в кинофильме "День сурка", Юань записывал, что сработало и что не помогло, пока он наконец не понял, что именно нужно говорить. Юань провел свой третий год, пытаясь найти работу. Однажды, читая Wall Street Journal, он узнал о вложении банка в новую компанию. Юань где-то слышал, что отправлять резюме с доставкой (Fedex) более представительно, чем отправлять его обычной почтой. Будучи аспирантом, он выбрал наиболее дешевую доставку Fedex в полдень. Его резюме пришло в офис новой фирмы в пятницу в полдень, когда один из партнеров-основателей фирмы уехал в свой дом на берегу. Секретарь, предполагая, что это должно быть важно, отправил пакет с партнеру-основателю с субботней утренней почтой. Таким образом, резюме Юаня прибыло среди других, только деловых, документов и человек смог изучить его на выходных у себя дома. Юань был принят на работу практически в то же время, когда его куратор, профессор Джоунс, получил непродление контракта (уволен) в MIT и должен был закрыть свою лабораторию.
Когда среди рабочих в некоторой области преобладают эмигранты, среди них значительно больше мужчин, чем женщин. Каждая миграция "за работой" начинается с молодых мужчин.
Что насчет получения удовольствия от научной деятельности?
Разве вся жизнь должна быть посвящена деньгам и стабильности? Как насчет удовольствия от работы? Разве это не лучшая причина при выборе работы? Конечно! Я люблю каждую минуту своей работы за 8 долларов в час как вертолетный инструктор, но, с другой стороны, я не могу сказать, что это отличная работа и не могу понять, почему среди вертолетных инструкторов мужчин больше, чем женщин.
Некоторые ученые как дети, которые никогда не повзрослеют. Они любят своё дело, влюблены в результаты своих работ и счастливы всю жизнь. Но эти люди, по бостонским стандартам, бедны как церковные мыши и они никогда не смогут позволить себе купить дом и не могут обеспечивать семью. Я не жалею их.
К сожалению, такой тип "вечных детей" нетипичен для ученых. Счастливчики, получившие Нобелевскую премию, - это лишь малая часть. Средний ученый, среди тех, кого я встречал, выражает горечь по поводу: (а) низких зарплат; (б) недостаточного цитирования своих научных работ и ссылок на них; (в) неуверенности в завтрашнем дне; (г) недостаточно денег для женитьбы/замужества и появления детей. Если бы эти люди получали огромное удовлетворение от результатов своего труда, вряд ли они были такими неустроенными и несчастными.
Как получилось, что столько умных людей совершили одну и ту же ошибку в выборе профессии? Частично ответ на вопрос может лежать в том, что молодые люди более склонны рисковать, чем пожилые. Молодой человек видит пожилого академика, состоящего в различных комиссиях. Молодые никогда не спрашивают себя: "Этот старик имеет штатную должность. Он получает ту же зарплату независимо от того, будет ли он участвовать в скучных заседаниях комиссий. Почему он соглашается на это? Почему он не играет в гольф, не скачет на лошади, не летает на самолёте, не гуляет с собакой и т.п.?" Предположение, что старик соглашается участвовать в комиссиях потому, что это единственное место, где он сможет выразить своё мнение другим людям, не приходит в голову молодым.
Молодые люди очень отличаются от пожилых. На интервью на вопрос: "Что является источником наибольшего удовлетворения и удовольствия в вашей жизни?" большинство пожилых людей отвечает: "Мои дети". В том возрасте, когда человек выбирает будущую профессию, идея выбрать нечто, не мешающее воспитанию детей, даже не всплывает. Пожилые люди, в среднем имеют более высокие требования к уровню доходов, чем молодые. Молодежь будет счастлива объехать вокруг света, останавливаясь в дешевых гостиницах по 20 долларов за ночь, засыпая в гамаке. Большинство пожилых людей требуют больших удобств и чувствуют себя ужасно, останавливаясь в гостинице, где ночь стоит дешевле, чем 200 долларов. Молодые люди не против разделить комнату за 400 долларов в месяц с тремя или четырьми другими молодыми людьми; большинство пожилых людей хотят иметь собственную квартиру или дом.
Основной вывод таков, что то, что привлекает молодежь в 20, может уже не увлекать по прошествии 20-25 лет. Если у вас узкопрофильное образование и академическая стипендия, то для вас будет значительно сложнее начать новую профессиональную карьеру в 45 или 50, чем кому-то, кто начал работать с раннего возраста. Доктор, практикующий в течение 10 лет, может накопить достаточно денег, чтобы начать с нуля в любой другой области. Успешный адвокат может уйти на покой после 15 или 20 лет, выезжать в школу из своего домика в городе и на берегу океана, и начать производить мебель (один мой друг так сделал).
Почему американцы (мальчики, в основном) делают этот выбор?
Выбирать научную деятельность как профессию противоречит здравому смыслу, но многие молодые американцы всё равно делают этот выбор. Большинство из них - мужчины. Когда история с Ларри Саммерсом всплыла впервые, я записал в своем онлайновом дневнике Weblog:
Значительно больше мужчин, чем женщин, поступают более иррационально, становясь преступниками, летая на вертолётах, играя в видеоигры, и держат дома тропических рыбок в качестве домашних животных. Должно ли нас удивлять, что большинство мужчин предпочитают провести 10 лет ломая головы над некими научными исследованиями в надежде получить 35 тысяч в год, работая постдоком?
Будучи и студентом, и преподавателем в MIT, я лично объясняю причину, почему мужчины идут в науку, следующим образом: Молодой человек хочет получить более высокий статус в своей группе общения; Молодой человек не может посмотреть на всё в перспективе и не в состоянии спросить себя "а стоит ли?"
Посмотрим на Альберта Матнёрда, студента по математике в MIT (мы называем его "курс 18"). Он много работает и выбивается из кожи вон, чтобы доказать, что он лучший математик-зануда в MIT. Для Альберта это важно, потому что большинство его друзей - студенты, специализирующиеся в математике, а те, кто не являются математиками, находятся под впечатлением от Альберта, который изучает такой сложный курс. Альберт никогда не обращал внимание на тот факт, что парень, который был лучшим студентом по математике в MIT 20 лет назад, сейчас обычный учитель в начальной школе в Небраске, который не смог устроиться преподавателем даже во второсортный университет. Когда Альберт поступил в аспирантуру, и собирался получить PhD, его выбор был так же логичен, как попытка Джона Хинкли произвести впечатления на Джоди Фостер, хотевшего застрелить Рональда Рейгана.
Это люди с наихудшими социальными навыками, которые едва умеют общаться со взрослыми и понять, как выглядят зарплата и условия работы в других областях. Именно таких людей можно встретить в университетских вестибюлях.
Как насчет женщин? Разве они не хотят произвести впечатление на своих знакомых? Да, но они более ограничены в выборе этих знакомых. Я учил немало женщин на курсах "electrical engineering" и "computer science" за многие годы. Я могу предоставить список тех, у кого была светлая голова, и они были самыми осторожными в планировании своей жизни. Их имена у меня лежат в папке "рекомендации в медицинские школы" (medical school recommendations).
Выводы:
"Наука прекрасна, если не приходится зарабатывать ею на жизнь", - Альберт Эйнштейн.
Большинство людей ходят на работу зарабатывать деньги. Работники предпочтут более высокую зарплату более низкой. Научная деятельность оплачивается ниже, чем работа по найму или собственный бизнес для женщин таких же способностей. Большинство мужчин иррациональны, романтичны, упрямы и не желают признать, что они совершили ошибку. По принципу бритвы Оккама, не нужно обращаться в ФБР, чтобы узнать, почему больше мужчин чем женщин решают пойти в науку в свои 18 лет.
Приложение А: Как насчет того, чтобы стать ученым, работающим на производстве?
Конференция, которая послужила причиной проблем Ларри Саммерса, была посвящена соотношению мужчин и женщин среди университетских профессоров. Каково положение ученых в производстве (включая все аспекты хорошей работы)? Могут ли научные исследования в производстве послужить весомой причиной для того, чтобы работа профессором математики выглядела хорошим решением?
Это зависит от поля деятельности и способен ли человек работать практически в изоляции. В физике очень много научных работ производится вне стен университетов. Но это чаще всего правительственные разработки, например, Sandia, и не очень хорошо оплачиваются. Для профессоров биологии существует много возможностей поработать на фармацевтические компании, которые платят более чем 100 тысяч долларов в год. Оглядываясь на экономику, эти работы не оправдывают время и усилия, потраченные на получение PhD степени. Достаточно посмотреть на 22-летних, зарабатывающих 150 тысяч долларов в год, продавая закладные на дома.
Каковы условия работы? А насколько более интересно работать ученым, исследующим новые лекарства в фармацевтической компании, чем продавать закладные? Это зависит от личности ученого. Вы интраверт? Хотите получить работу, на которой редко встретите кого-нибудь новенького? Хотите сидеть за тем же самым столом год за годом, работая большей частью в одиночестве? Получаете наибольшее удовольствие, разгадывая головоломки? У нас есть работа для вас: ученый на производстве! Если вы предельно выраженный интраверт, то вам, скорее всего, понравится работать программистом.
Большинство работников, однако, получают большое удовольствие от встреч с новыми людьми, работая в коллективе, получая признание от клиентов, обучая, встречаясь непосредственно с людьми. Такие работы, как медик, юрист, учитель, авиамеханик, водопроводчик, предоставляют больше возможностей получить удовольствие от работы, чем научная деятельность. Фактически, единственная должность, которая позволяет общаться с людьми, - это профессор в университете, но у нее огромная гора минусов в зарплате и уверенности в завтрашнем дне.
Друг автора говорит, что большинство медиков выбирают не ту специальность: "Они выбирают основываясь по той части тела, которая им наиболее интересна. Но они должны выбирать, основываясь на том, хотят ли они каждый день идти в офис, иметь работодателей или представлять себя на рынке самостоятельно, хотят ли они работать посменно или полный рабочий день". Она полагает, что некоторые ее коллеги не очень счастливы, решив стать пластическими хирургами, потому что им не нравится их начальник, и у них нет возможности получить двухмесячный отпуск каждый год. С другой стороны, она знает нескольких врачей, работавших ранее в скорой помощи, которые несмотря на гибкий график и относительную свободу, предпочли иметь собственную практику.
Человек, который говорит: "Я люблю химию и поэтому стану химиком", - может совершить ту же ошибку, которую совершают медики, выбирая специальность. Существуют много аспектов, о которых нужно подумать при выборе работы. Вот неполный список:
- Работать в коллективе? - Встречаться со множеством новых людей? - Работать преимущественно с компетентными людьми? - Работать преимущественно с интересными людьми? - Иметь возможность видеть результаты своей работы? - Иметь возможность учить других? - Путешествовать в интересные места регулярно? - Иметь возможность перестать думать о работе по окончании рабочего дня? (или быть вынужденным читать почту, отвечать на телефонные звонки и проч., будучи дома?) - Иметь возможность взять длительный отпуск на работе для экзотических путешествий? - Спокойно относиться к повсеместной бюрократии? - Получать удовольствие, будучи начальником? - Приобретать больший вес как сотрудник с течением времени и с ростом опыта? - Иметь возможность переехать в любую часть страны и найти похожую должность? (или эффективно зависнуть в одном или двух городах, где сосредоточено производство?)
Разные люди будут давать разные ответы на эти вопросы. Например, экстраверты и интраверты дадут противоположные ответы на вопрос "встречаться со множеством новых людей?". Возможно, проще всего понять, какой тип работы будет интересен, если посмотреть на те специальности, куда требуются волонтеры. Очень мало таких работ имеют характеристики, совпадающие с научной деятельностью на производстве. Должность профессора университета, и особенно обучающий аспект, ближе к тому, что делают люди, придя волонтерами (что может объяснить, почему университеты могут найти такой высококвалифицированный персонал на такие низкие зарплаты).
Приложение Б: Интересные комментарии от читателей.
Я выложил черновой вариант этой статьи в Weblog. Вот наиболее интересные комментарии:
Geoff B: "Возможно, у мужчин существует больший временой буфер, когда они могут позволить себе ошибаться с выбором профессии. Я лично знаю нескольких ребят, которые получили степени PhD, а затем вернулись к MBA или JD степеням. Пока они наслаждались своими PhD программами (хе-хе), с точки зрения зарабатывания денег, они потеряли 5-7 лет. Но они могут сделать вид, что этих 5-7-и лет никогда не существовала. 40-летний мужчина может жениться на 31-летней женщине и делать вид, что ему 31. Встречается везде и всюду. Но для женщины тяжелее сделать то же самое. Поэтому, возможно, профессора-математики и прочие профессора - это просто еще одна попытка пожить безрассудно, как в юности - то, что мужчинам исторически было доступно, но у женщин нет аналогичного исторического опыта."
Я (отвечая кому-то, кто спросил, что бы я изменил так, чтобы наука стала для женщин более привлекательной): Что бы я изменил? Ничего. Я не принадлежу к тем людям, которые жалуются на то, что недостаточно женщин работают профессорами, швейцарами или кем бы то ни было еще. Неважно по каким причинам, но мы решили, что наука в Америке должна быть движима низкооплачиваемыми эмигрантами. Похоже, они неплохо справляются. Они дешевы. Они в большинстве своём мужчины, как и все эмигранты в целом. Если умные американки решают заниматься медициной, экономикой, или юриспруденцией, вместо того, чтобы заниматься наукой, и достигать сказочных карьерных высот, я не собираюсь им мешать. Представьте себе, что кто-то вроде Саммерса подошел, скажем, к Кондолизе Райс и сказал ей. чтобы она не тратила своё время на политику, потому что физика более многообещающа.
Приложение В: Об авторе.
Некоторые, прочтя эту статью, решили, что автор - этакий во всём разочарованный ученый. Я бы хотел быть математиком, но я вынужден был провести свою жизнь как обычный electrical and software engineer, не как ученый (у меня есть PhD степень в "Electrical Engineering and Computer Science"; я начал заниматься этим потому, что мне было интересно, заработает ли моя стерео-система, и потому что я зарабатывал достаточно денег, будучи программистом на Lisp, чтобы оплачивать свои ежегодные затраты на учебу; я закончил обучение, потому что я был упрямый тестостероно-зависимый парнишка). Мне очень нравится наука и я люблю разговаривать с учеными и учиться у них. Начиная с 2001 года, я много летал на аэропланах и вертолётах, включая несколько межконтинентальных перелетов на легком самолёте, и таким образом заинтересовался метеорологиией и геологией. Живя в Кэмбридже, я воспользовался этим преимуществом и начал посещать несколько курсов в MIT по атмосферной физике, биологии и геологии. Я также веду лабораторый "software engineering" курс в MIT каждые 3 или 4 семестра (textbook). Но для меня работа в университете - это скорее развлечение, я никогда не рассматривал ее как источник дохода. В своем путеводителе к ранней пенсии я рассказываю, что студенческие городки - это отличное место для житья для людей, стеснённых в средствах. См. также: Много ли получает профессор в универе в Америке?
|
Категория: Разное | Добавил: ffke1975 (03.05.2013)
|
Просмотров: 1500 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|